Кирилл Солок
204 года назад, 4 августа 1812 года, началось Смоленское сражение, ставшее одним из самых трагичных и одновременно героических моментов в истории нашего города. А уже 7 августа отступающие из Смоленска русские войска вступили в оборонительный бой с французской армией, преследующей их. Во французских учебниках истории этот бой называют «Сражением у Валутиной горы», в русских – «Бой у Лубино».
Мой сегодняшний маршрут будет полностью посвящён событиям 1812 года и Старой Смоленской дороге, ставшей одним из символов Отечественной войны.
На самом деле, то шоссе, которое мы сегодня называем «Старой Смоленской дорогой» имеет мало общего с большаком начала 19-го века. Сегодня проехать по аутентичному маршруту можно только на велосипеде или квадроцикле. Именно этим сложным, но живописным путём я и решил отправиться.
Для начала общая карта всего маршрута и ссылка на полный вариант:
«Верстовой столб» с соответствующей надписью расположен возле церкви. На протяжении сегодняшнего маршрута нам встретятся ещё несколько таких указателей-путеводителей. Установлены они были в 2012 году к 200-летнему юбилею Отечественной войны. На мой взгляд, один из самых интересных и полезных областных туристических проектов последнего времени:
С этой точки также открывается неплохой вид на Промышленный район и крепостную стену:
Далее продолжаем путь по Московскому шоссе. В этой части она практически полностью повторяет траекторию Старой Смоленской дороги:
Затем дорога разделяется на две — одна идёт в торону шоссе «Москва-Минск», вторая — на Гедеоновку. Именно вторую дорогу сегодня принято называть Старой Смоленской. На самом деле, это не совсем так.
Для того чтобы попасть на настоящую Старую Смоленскую дорогу, необходимо свернуть напротив автомобильной заправки в сторону железнодорожных путей.
Здесь необходимо сделать небольшое историческое отступление. Всем известная дорога на Гедеоновку, изобилующая спусками и подъёмами, появилась уже после войны 1812 года. Инициатором её строительства стал губернатор Хмельницкий. По его мнению, новую дорогу на Москву нужно было проложить по местности со сложным рельефом. Мотивировал он это решение тем, что во время отступления русской армии из Смоленска в 1812 году войска попали под обстрел французов лишь из-за того, что Старая Смоленская дорога проходила по равнинной местности вдоль Днепра.
История с новой дорогой закончилась печально — в 1837 году Хмельницкого арестовали из-за вскрывшихся растрат бюджетных денег при строительстве нового шоссе. Говорят, что император, узнав о масштабах коррупции при строительстве, сказал: «Мне было бы дешевле эту дорогу просто замостить монетами!». Горе-губернатор был потомком Богдана Хмельницкого, активно продвигал идеи либерализма и толерантности и, кроме того, был драматургом.
Сразу за железной дорогой виден Днепр, вдоль которого и шла изначально Старая Смоленская:
Сегодня в это трудно поверить, но по этому самому просёлку в своё время шли войска царя Василия, чтобы отвоевать Смоленск у Литвы, по этой дороге в Смоленск прибывал и зодчий Фёдор Конь, и Борис Годунов, а в 1812 году по этой дороге отступали из Смоленска русские войска:
Продолжаем движение вдоль железнодорожных путей в сторону станции «Смоленск-Сортировочная»:
Попадаем на платформу «Белорусская-Сортировочная» и движемся в сторону Колодни:
Московский большак — единственная асфальтированная часть Старой Смоленской дороги в этой округе:
За Колодней снова начинается грунтовка:
Приближаемся к населённому пункту Волчейка. Здесь соединяется несколько магистральных железнодорожных направлений:
По старому деревянному мосту пересекаем речку Стабну:
На юг, в сторону Рославля уходит неэлектрифицированная ветка Риго-Орловской железной дороги:
Электровозы ходят только по московскому направлению:
Двухуровневая железнодорожная развязка:
Грузовой состав идёт в сторону Смоленска из Москвы:
Практически полностью заброшенная ветка, идущая на Озёрный:
А ведь когда-то эти пути должны были соединить Смоленск и Санкт-Петербург. Сначала этим планам помешала революция 17-го года, затем Великая Отечественная. Из-за этого до сих пор в Питер нам приходится ездить окружными путями.
Уже давно недействующая смоленская окружная железная дорога. Удивительно, что пути разобрали, а контактная сеть сохранилась:
На этом «железнодорожный» участок нашего маршрута окончен. Продолжаем движение по сильно заросшей дороге и это тоже Старая Смоленская.
Бескрайние поля около Валутиной горы. Здесь во время сражения в августе 1812-го располагались французские части. Один из офицеров после битвы писал об этих местах: «С одного возвышения вдруг открылся вид на равнину, ограниченную резко обозначившимися высотами. Насколько видел глаз, всё пространство было завалено трупами, также, большею частью, уже раздетыми… Число убитых и изувеченных, русских и французов вместе, было так велико, что некоторые места, заваленные ими, надлежало объезжать, и нигде ни одного трофея — ни одной пушки, ни одного зарядного ящика! Мы владели только полем, в одинаковом количестве покрытым и нашими трупами…»
Движемся дальше и оказываемся у места ранения французского генерала Гюдена, получившего смертельное ранение сразу после первых залпов русской артиллерии. Один из любимых генералов Наполеона вполне мог стать маршалом, но судьба распорядилась по-другому:
Пересекаем речку Строганку:
Живописные поля и отсутствие людей в радиусе нескольких километров предоставляют отличную возможность для фотографирования живности:
Ещё один верстовой столб. Видимо, кому-то очень понадобилась памятная историческая табличка. И её украли.
Продолжаем движение по полям боёв:
Ещё одно мемориальное место, посвящённое сражениям у Лубино, Валутино и Заболотье:
Место ранения и пленения генерала Тучкова 3-го, чьи части первыми вступили в бой с авангардом французов:
На горе возвышается крест…
А над ним кружат ястребы:
Приближаемся к окружной дороге и видим ещё один «верстовой столб»:
Информационная надпись о событиях 7 августа 1812 года:
Пересекаем окружную дорогу:
И попадаем в деревню Козино. А ведь когда-то здесь проходила основная магистраль, соединяющая Россию и Европу:
Хотя и сейчас вдалеке ездят автомобили:
Идут пассажирские поезда:
Пролетают самолёты международных рейсов:
Вдали уже виднеется поле у Лубино:
Въезжаем в деревню Духовская:
С колоритными сельскими пейзажами:
Здесь начинается знаменитое поле у Лубино:
То самое место, где много лет подряд происходила реконструкция сражения 1812 года. К сожалению, в этом году по ряду причин отличная традиция прервалась:
Ещё один мемориальный знак павшим воинам:
Могилы, где захоронены найденные поисковиками останки солдат, погибших в Лубинском сражении:
Общий вид места боя с возвышенности:
Памятный камень, установленный уже в 21-м веке:
Возвращаемся в Духовскую. Легендарные «Запорожцы», которых уже днём с огнём не сыщешь:
Из Духовской в Козино дороги практически нет:
Через лес двигаться приходится по навигатору:
Вымершая деревня:
Если я правильно понял, когда-то этот населённый пункт назывался Школа им. Горького. Почему так? Не знаю.
Ещё немного езды по пересечённой местности и мы вновь попадаем на окружную дорогу:
И уже по современному шоссе возвращаемся в Смоленск:
На этом у меня на сегодня всё! Учите историю, катайтесь на велосипедах — развивайтесь физически и интеллектуально. Новый маршрут — через пару недель!